суббота, 22 сентября 2012 г.

Профилактика ВИЧ-инфекции как составляющая охраны репродуктивного здоровья населения


Репродуктивное здоровье как категория здоровья общественно­го является одним из основных критериев эффективности социальной и эко­номической политики государства, фактором национальной безопасности. Обращение к теме репродуктивного здоровья вызвано тревожностью ситуа­ции, связанной с ростом заболеваемости болезнями репродуктивной сферы, болезнями, передающимися половым путем, бесплодием, с высоким уровнем абортов, со сложностью становления полового воспитания в нашей стране. Неотъемлемой частью охраны репродуктивного здоровья населения стано­вится профилактика ВИЧ-инфекции.

ВИЧ-инфекция остается беспрецедентной по своим размерам глобаль­ной проблемой. ВИЧ поражает преимущественно лиц молодого репродук­тивного возраста от 15 до 30 лет – это 80процентов всех инфицированных ВИЧ. В Республике Беларусь ежегодно увеличивается количество ВИЧ-инфицированных, показатель заболеваемости СПИДом среди населения воз­рос с 3,1 на 100 тысяч человек в 2006 году до 6,5 на 100 тысяч жителей в 2010 году. Отмечается тенденция к увеличению удельного веса полового пути передачи ВИЧ (с 63,4 процента в 2006 году до 75,1 процента в 2010 году). Увеличивается доля ВИЧ-положительных женщин (с 46,6 процента до 47,3 процента соответственно). Как результат, растет число детей, рожденных ВИЧ-позитивными матерями.

Неуклонный рост числа ВИЧ-серопозитивных беременных, при отсут­ствии перспективы на излечение и детей с вертикальным путем заражения, ставит вопросы снижения частоты вертикальной трансмиссии ВИЧ-инфекции, от матери плоду и изучения факторов, оказывающих на него зна­чимое влияние, в ряд важных государственных задач.

Наибольшую информационную и прогностическую значимость на уро­вень вертикальной трансмиссии ВИЧ-инфекции имеют факторы, характери­зующие процесс антенатального наблюдения, зависящий от эффективной ор­ганизации системы здравоохранения и определяющий поведение и отноше­ние женщины к процессам профилактики, лечения и ответственности за свое здоровье и здоровье будущего ребенка.

Важнейшими мерами противодействия распространения ВИЧ-инфекции являются образование и информирование. Государственная про­грамма профилактики ВИЧ-инфекции регламентирует обязательное консуль­тирование лиц, обращающихся в организации здравоохранения по поводу обследования на ВИЧ, а также внедрение инновационных методик при пре­доставлении консультационных услуг по проблеме ВИЧ/СПИД.

Однако исследования результативности программ по профилактике рас­пространения ВИЧ-инфекции свидетельствуют о недостаточной эффектив­ности проводимых мероприятий по сдерживанию заболеваемости, в том числе среди новорожденных. В частности имеет место недостаток информа­ции по вопросам ЗОЖ, планирования семьи, формирования семейных цен­ностей и навыков безопасного и ответственного поведения, методической литературы, низкое качество подготовки и недостаточная мотивация меди­цинского персонала при предоставлении информационно-образовательных услуг по вопросам ВИЧ, отсутствие единого положения и стандарта оказания услуг по консультированию.

пятница, 21 сентября 2012 г.

Управление высшим образованием


Управление представляет собой целенаправленное, планомерное и систематическое информационное воздействие субъекта управления на его объект с корректирующим учётом изменений, происходящих в состоянии объекта. Управление есть процесс, а система управления — меха­низм, который обеспечивает этот процесс. Система управления должна быть динамичной и детерминированной, т. е. обеспечи­вать реакцию на изменения окружающей среды и взаимосвязи эле­ментов, подразделений органов управления. Если в организацион­ной структуре есть элемент, действия которого не влияют на пове­дение системы и не реализуют ни одну из целей её функционирова­ния, то это является верным признаком ненужности этого элемента.
Принципиально процесс управления характеризуется двумя ос­новными составляющими: управляющей системой и объектом управления. Основная особен­ность процесса управления - единство и взаимосвязанность его со­ставных частей, что обеспечивается обратной связью. В этом случае управление осуществляется по замкнутому циклу.
Информация о состоянии управляемого объекта по каналу обратной связи поступает в орган сравнения (ОС) системы, который может внести необходимые коррективы в процесс управления, т.е. в случае необходимости на управляемый объект посылаются сигналы регулирования.
Управление любой системой часто бывает весьма трудным, требующим большого опыта, знаний и искусства, так как её реакция на команды управления зачастую неадекватны, иногда даже непредсказуемы и парадоксальны.
Для правильной научной разработки управления высшим образованием как специфической социальной системой необходимо последовательно ставить и решать следующие исследовательские задачи. Во-первых, следует выявить объективные тенденции и противоречия в развитии управления данной системой. Во-вторых, необходимо определить структуру субъекта управления, с точки зрения её уровневой организации и внутреннего содержания. В данном случае имеется в виду не только система управления высшим образованием в целом, но и организация национального, регионального, и конкретно вузовского уровня. В-третьих, актуальной проблемой управления является адекватное определение направлений управленческого воздействия, набор которых в полной мере «покрывал» бы объект управления. Например, общеизвестно, что эффективным может быть только то управление, которое учитывает хотя бы ведущие тенденции данного процесса, то есть «управляющая система не может быть менее сложной, чем управляемая» [1, С. 143].

Необходимо подчеркнуть, что значительную роль в научной организации управления образованием играют особенности управления отдельными его сферами и направлениями, такими как, например, качество образования, кадровое обеспечение, эффективная организационная структура, маркетинг образовательных услуг и т.д. Естественно, что в каждом отдельном случае необходимо учитывать и процесс совершенствования самой системы управления, так как меняются не только ведущие тенденции развития объекта управления, но и радикально преобразуется сам субъект управления. Как правильно отмечает А.Н.Чмыхов, для достижения своих целей система управления использует имеющиеся у неё ресурсы. В условиях недостатка ресурсов система либо не достигает своих целей, либо изыскивает возможности для устранения имеющегося дефицита. Атрибутом эффективного управления является его гибкость, т. е. способность оперативно реагировать на изменение ситуаций [2, С. 70]. Следовательно, эффективным является лишь то управление, которое учитывает непрерывное развитие управляющей подсистемы.
Важнейшей проблемой социологии управления является также необходимость разработки оптимальной модели управления непосредственно самого вуза. В данном случае имеются в виду внутренние его управленческие аспекты.
В процессе функционирования любых социально-экономических объектов важнейшей особенностью управленческой деятельности является обоснование, принятие и организация выполнения решений. Именно процесс разработки и принятия управленческих решений, являясь одним из связующих процессов, пронизывает всю управленческую деятельность.
Принятие управленческих решений в высшем учебном заведении – это сложный процесс. Любое управленческое решение должно быть основано на анализе фактически сложившейся ситуации и представлять собой выбор альтернатив её развития. В практике реального управления руководитель должен отрабатывать все классические действия, предшествующие решению и следующие за ним, автоматически. Безусловно, некоторые проблемы видны невооруженным глазом, и их решение лежит на поверхности. Но есть такие, которые можно понять только после их глубокого исследования и анализа. Для решения этих проблем руководитель должен располагать качественной информацией, уметь адаптировать её к ситуации и выделять наиболее значимые вопросы в качестве приоритетов.

Каждое управленческое решение в своём роде уникально. Однако несмотря на данное положение, существует ряд факторов, обуславливающих качество данных решений. Среди них выделяют следующие:
1) ненадежность информации, плохая организация коммуникаций, помехи, возникающие в ходе передачи информации;
2) низкая исполнительская дисциплина. Причинами низкой дисциплины могут быть такие организационные моменты, как отсутствие процедуры согласования решений, установление нереальных сроков, недостаточная конкретизация решений, т. е. отсутствие понимания того, кто и что должен выполнять, с помощью каких средств, в какие сроки и т. д.;
3) нереальное количество принимаемых решений;
4) низкая «стандартизация» процессов подготовки и принятия решений. Несмотря на то, что, как правило, более половины решений в деятельности руководителей — это типовые (повторяющиеся) и часто программируемые решения, технологии, регламенты их подготовки и принятия часто не разработаны;
5) недостаточная степень согласованности интересов различных иерархических уровней, по которым проходит управленческое решение;
6) несовершенная система оформления, передачи и контроля за выполнением решений;
7) недостаточная компетентность исполнителей.
Отсутствие согласованности, чрезмерная усложнённость и, в то же время, непроработанность процедур принятия решений может привести как к неоправданному дублированию работ, выполняемых разными подразделениями, так и к их невыполнению или срыву сроков, к потере или искажению информации, проходящей между подразделениями, к размыванию ответственности и пр.

Как правило, в реальной ситуации в процессе управления вузом присутствует большая часть указанных факторов. Поэтому любое решение должно приниматься с определённым допуском, который оценивается экспертно. В связи с этим к любому решению должны предъявляться следующие требования:
1) поставленная цель должна быть реально достижимой;
2) принимаемое решение должно обеспечить достижение поставленной цели с наименьшими затратами;
3) принятие решений должно быть обеспечено всеми необходимыми ресурсами для его реализации;
4) управляющее воздействие должно быть своевременным;
5) воздействие необходимо оказывать до того, пока существуют объектные причины, породившие проблему и вызвавшие необходимость принятия решения.
Весь процесс принятия решений при управлении работой вуза можно представить в виде шести взаимосвязанных этапов, образующих полный цикл принятия решений.
1. Возникновение проблемы и осознание самого факта её по­явления. На данном этапе необходимо создать список всех проблем и выбрать одну, наиболее значимую. Только после того, когда проблема определена, можно приступать к её анализу и рассмотрению.
2. Осмысление проблемы, т. е. сравнение её с накопленным опытом и определение степени новизны, которая характеризуется фактором неопределённости. Для начала необходимо выяснить причины, порождающие эту проблему. В данном случае это будет работа по её осознанию, осмыслению, разделению на части и анализу этих частей.
Характерными способами поведения в такой ситуации могут быть:
- рассматривание проблемы как серии связанных событий;
- выявление событий, связанных с проблемой;
- поиск подтверждения связи между событиями;
- возможность рассмотреть проблему с различных позиций;
- оценка серьёзности проблемы;
- выявление групп, оказывающихся под влиянием проблемы и серьезности этого эффекта.
После того, как вы выбрали причину, с которой вам предстоит работать в первую очередь, необходимо провести её глобальный анализ, а точнее, поиск и анализ относящейся к делу информации. Информация может собираться из письменных материалов, записанных наблюдений, отчётов, спорных фактов, мнений, значимых заявлений и т. д.
Характерные способы поведения в этой ситуации включают:
- категоризацию информации в соответствии с фактами, письменными материалами, мнениями, записанными наблюдениями, показаниями очевидцев и ценными заявлениями;
- делание заметок по проблеме и выявление позиций, нуждающихся в прояснении;
- задавание вопросов о совпадении между существующей ситуацией и желаемым положением дел;
- использование различных методов сбора данных;
- определение способов проверки источников информации, её действительности и реальности;
- выявление информационных пробелов, замечая, какая информация неизвестна или непригодна;
- аккуратное формулирование проблемы и документирование всей существующей информации;
- поиск только относящихся к делу данных.

3. Выбор путей и методов решения проблемы. После того, как проблема получила достаточно полное описание, необходимо разработать варианты её решения. Все полученные решения должны быть обобщены и проанализированы. Необходимо взвесить все «за» и «против» и попытаться оценить последствия различных выборов.
Учёными предложена весьма хорошая классификация всего спектра проблем и соот­ветствующих подходов к их решению, которая может выглядеть следующим образом:
- стандартные проблемы, отличающиеся простотой, полной ясностью, решаемые на основе типовых и заранее выработанных правил;
- хорошо структуризованные проблемы, все компоненты ко­торых и связи между ними достаточно выяснены и изучены и могут быть выражены количественно в цифрах или символах, поддающих­ся в конечном итоге численным оценкам. В этом случае проблемы легко формализуются, алгоритмизируются и программируется и их решения могут быть найдены с помощью математических моделей в рамках метода исследования операций, включающего различные способы теорий программирования, массового обслуживания, мате­матической статистики, вероятностей и т. п.
Их применение наиболее эффективно при решении органи­зационно-экономических задач в условиях заранее и четко постав­ленной цели и критерия оптимизации, когда известны ограничения её достижения и происходит выбор путей решения возникающих задач управления. В зависимости от характера анализируемых процессов и сложившихся форм связи между ними выбирается один из методов оптимизации. Удельный вес решения оптимизационных задач позво­ляет судить, в какой мере управление вузом ориентировано на дос­тижение оптимальности его функционирования;
- плохо структуризованные проблемы, содержащие как хорошо из­вестные количественные определённые компоненты, так и качест­венные или малоизвестные и неизмеряемые компоненты, характери­зующиеся неопределенностью и имеющие тенденцию к доминирова­нию. В этом случае возможны два подхода к принятию решений: мак­симально полное устранение информационной неопределённости в процессе решения задачи; частичное устранение неопределённости, фиксирование и учет неустранённой неопределённости в процессе формирования решения.
Эти проблемы решаются с помощью методов системного анализа, предполагающих тщательную детальную проработку цели, доминирующую роль поиска путей и средств её достижения. Плохо структуризованные проблемы чаще всего возникают при обоснова­нии стратегических и таких тактических решений, которые связаны с внесением существенных качественных изменений в работу вуза при решении новых задач управления;
- неструктуризованные проблемы, для которых характерна макси­мальная степень неопределённости информационной ситуации и со­держащие лишь качественное описание важнейших признаков, харак­теристик и ресурсов, а количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны. Они решаются эвристическими методами, в которых отсутствует какая-либо упорядоченная логическая процедура отыскания решения, а сами методы полностью зависят от личности эксперта. К эвристическим методам относятся и чисто волевые реше­ния, а также решения, принимаемые на основе различного рода про­цедур обработки экспертных оценок и прогнозных расчетов дальней­ших тенденций развития высшей школы. Эвристические методы широ­ко используются для обоснования перспективных решений, которые связаны с прогнозированием развития организационно-экономических процессов, не поддающихся точному расчёту и количественной оценке [3,С. 98-99].
4. Принятие управленческого решения.
5. Выполнение принятого решения.
6. Оценка полученного результата и, в случае его неудовле­творительности, возврат ко второму этапу.
Таким образом, замкнутый контур «понимание проблемы управления - формирование стратегии выработки решения - приня­тие и исполнение решения - понимание проблемы» лежит в основе управления вузом и служит базой для проверки эффективности принимаемых решений на практике.
Наконец, одной из важнейших проблем управления современным высшим образованием выступает научная разработка наиболее эффективных управленческих технологий. В данном случае имеются в виду два уровня: первый – это применение и адаптация к системе высшего образования общеизвестных управленческих методов (функциональная концепция, программно-целевой метод т.д.); второй – это методы управленческого воздействия, связанные с различными образовательными инновационными технологиями. Это особенно важно, так как применение подобных форм обучения (например, дистанционного), полностью меняет и систему организации самого учебного процесса, следовательно, формы и методы управленческого воздействия.

Литература:
1. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. – М., 1981.
2. Чмыхов А.Н. Пути решения проблем управления вузами // Инновации в образовании. – 2002. - № 3. – С. 69-80.
3. Суша Н.В. Управление высшим учебным заведением на примере частных вузов Республики Беларусь. – Минск: изд-во «Право и экономика»; изд-во МИУ, 2000. – 164 с.


Социальное партнерство в системе образования

Социальное партнерство в системе образования следует понимать как партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

Новый экономический уклад, появление рынков труда, капитала, интеллектуальных и образовательных ресурсов в корне меняют всю систему подготовки кадров. В этих условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между образовательными учреждениями и предприятиями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости, управлением образованием, студентами и их родителями, т. е. с теми, кто становится не просто потребителем «продукции» образовательного учреждения, но и должен быть источником его финансового благополучия. Социальное партнерство предполагает разработку пакета нормативно-правовых документов, отвечающих потребностям заказчика и современным технологиям обучения, которые направлены на стимулирование этого партнерства.

Успех в деле формирования социального партнерства сегодня во многом зависит от инициативы действий регионального руководства, отвечающего за эту область. Но в большей степени это зависит от самих образовательных учреждений, от инициативы и энергии их руководителей, от понимания ими всей важности этого вопроса и способности вовлечь в него всех своих потенциальных партнеров как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг.

четверг, 20 сентября 2012 г.

Слухи как социальное явление


 



Изречения. Афоризмы. Пословицы              


***
«Слухи» придают значение ситуации, которую люди не понимают, и помогают им подготовиться к действиям.
Н. Смелзер

***
— Простите меня, но это совершенно невероятно!
— Ах, в этом городе все вероятно! Я готов спорить, что через самое короткое время слухи об этом поползут по всему городу.
М. Булгаков

***
Слухи о моей смерти сильно преувеличены.
Марк Твен

***
В основе каждой сплетни лежит хорошо проверенная безнравственность.
Оскар Уайльд

***

Глаза - более точные свидетели, чем уши.

Гераклит Эфесский

***
Длинные языки сеют вражду между соседями и между народами.
Вальтер Скотт

***
Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом.
Бернард Шоу

***
Публика предпочитает верить скорее дурным слухам, чем хорошим.
Сара Бернар

***
Слух - черный ход для правды и парадный для лжи.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес

***
Беседа - это когда три женщины останавливаются на углу, чтобы поговорить. Сплетня - когда одна из них уходит.
Херб Шрайнер

***
Никто не станет рассказывать сплетни, если некому слушать.
Марлен Дитрих

***
Сплетня - это девятиглавая лернейская гидра, у которой взамен отрубленной вырастает две головы.
Агата Кристи

***
Кто распространяет слухи, тот отбросил добродетель.
Конфуций

***
На свете нет лекарств против клеветы.
Нам надо честно жить и презирать злословье,
А сплетники пускай болтают на здоровье.
Мольер (Жан Батист Поклен)

***
Сплетни — опиум угнетенных.
Эрика Джонг

***
Сплетни — как фальшивые деньги: порядочные люди их сами не изготовляют, а только передают другим.
Клэр Люс

***
Покажите мне человека, который ни разу не сплетничал, и я покажу вам человека, которого люди совершенно не интересуют.
Барбара Уолтере

***
Бессовестные женщины сплетничают беззастенчиво, совестливые — застенчиво.
Лешек Кумор

***
Интеллигентная женщина не повторяет сплетен. Она сочиняет их.
Янина Ипохорская

***

Что до тех пустых слов, которые говорят о нас люди, то мы должны обращать на них внимание не больше, чем купол старой церкви обращает внимание на кружащееся вокруг него воронье.
Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс)

***
Я ничего не имею против сплетен, хотя бы и злостных. Сплетня делает людей гораздо интереснее, чем они есть.
Оливер Хассенкамп

***
Молва - это бедствие, быстрее которого нет ничего на свете.
Вергилий (Публий Вергилий Марон)

***
Если земля полнится слухами, то слухи о любовных связях проникают до ее недр.
К. А. Федин

***

Нет слухов, которые возникали бы так легко и распространялись бы так быстро, как слухи относительно свадеб.
Дэвид Юм

***
Репутация – устоявшаяся сплетня.
Леонард Луис Левинсон

***
Опровержение - это попытка заменить сплетню ложью.
Роже Пейрефит

***
Хорошая сплетня сама себя пиарит.
Игорь Карпов

***
Слухи распространяются со скоростью лесного пожара, а стволами деревьев служат людские головы.
Юрий Татаркин

***
Не верьте слухам, пока их официально не опровергнут.
Никита Богословский

***
Слухи – это внебрачные дети информации.
Валентин Домиль

***
Сплетник - тот, кто говорит с вами о других; зануда - тот, кто говорит с вами о себе; а блестящий собеседник - тот, кто говорит с вами о вас.
Лайза Керк

***
Мемуары – это кладезь слухов.
Фаина Раневская

***
Общество критикует сплетни, но старается внимательно прислушиваться к ним.
Ержан Орымбетов

***
У моря слухов бывают только приливы.
Александр Циткин

***
— Говорят, ты собираешь команду?
— Ну, раз говорят, наверное, собираю.
К-ф «Пираты Карибского моря: На странных берегах»

***
Критика на кухне, в подъезде – не глас народный, а сплетни.
Нейах

***
— Я соображаю, о ком вы говорите.
— А кроме вас ещё кто-нибудь соображает?
— Весь коллектив.
— Информация поставлена у нас хорошо!
К-ф «Служебный роман»

***
В Москве к заутрене звонили, а на Вологде звон слышали.
В.И. Даль

***
Приехала баба из города, привезла вестей три короба.
В.И. Даль

***
Чужих слухов не оберешься. Под вести подводы не надо.
В.И. Даль

***
Не всякому олуху верь, не всякую правду сказывай.
Русская народная пословица

***
Слухом земля полнится.
Русская народная пословица

***
Чужих слухов не оберешься.
Русская народная пословица

***
Слухам не верь, а сначала проверь.
Русская народная пословица

***
Чужих слухов не оберешься.
Русская народная пословица

***
Свинья борову, а боров всему городу.
Русская народная пословица

***
К неугодному слуху ухо глухо.
Узбекская пословица

***
Лучше один свидетель, чем тысяча слухов.
Китайская пословица

***
Слух обманчив, глаз правдив.
Монгольская пословица

вторник, 18 сентября 2012 г.

Higher education as a social institute




The modern higher school is the establishment giving not so a trade, but the vital reference points, the certain attitude. Role of the higher education accepting the most direct participation in education of intellectual elite, Belarus society keeping and developing such base value as culture, patriotism, morals, civilization, remains the most important. It is caused by a priority of the complete human person at the present stage. The major purpose of the higher school - to prepare the person for a life in an information society, to help it with mastering by information culture, to induce formation of own conclusions and decisions, to develop tolerance as qualities, which are necessary for the high-grade expert in XXI century.

In conditions of reform of an education system in our country all greater importance gets studying and the critical analysis of the tendency of development of higher education abroad. International scientific and technical and educational programs are effective and benefit the Belarus high schools by way of integration into the international educational space. They allow to study actual experience of foreign universities in the field of the adaptation to considerably changed economic, technological and cultural sphere.
The modern system of higher education as social institute represents dynamical system of social interaction of all subjects of educational process (the state bodies, administration of high school, the student, family of the student, the faculty, pedagogical community, law, manufacture, army, etc.). 


The success of reform of higher education in Belarus depends on efficiency of social interaction of all subjects of the educational process based on unity of their purposes, problems, acceptance of the general methodological approaches in reforming that demands full knowledge of positions of reform of all subjects of educational process.

n conditions of transition to an information society the maintenance and quality of higher education directly depends on introduction of new forms of the organization of educational process which already get institutional character (the distance and virtual education, etc.).

The social mechanism of management of higher education which is understood as social interaction of operating and operated subjects, rules of law, social institutes in sphere of training, education, socialization and vocational training of specialists in connection with development, acceptance and realization of decisions by means of which functioning higher education as social system is provided, should have always advancing character.

Мотивы социального действия как отражение социальных потребностей



Совершает человек наиболее значимые поступки осмысленно, то есть совершает социальное действие. Без учета мотивов того внутреннего смысла, который вкладывается человеком, социальной общностью людей в свои усилия для реализации той или иной цели, невозможно понимание социальных действий, социальных связей и взаимодействий, совершаемых при реализации поставленной цели. Индивидуальная цель, воспроизводящая потребности человека (идет ли речь о потребности в еде, жилье, одежде, или в образовании, потребности в утверждении собственного достоинства, чести и т. п.) — это начало действия социального и второ, начало — ориентация на других, ожидание, учитывающее возможную ответную реакцию окружающих и образуют мотивы социального действия.

Возьмем обычный житейский пример. Человек, индивид хотел бы удовлетворить свою потребность в приобретении автомашины. Индивидуальная цель ясна. Но нет необходимых материальных возможностей, нужна поддержка окружающих (родственников, друзей и т. п.). Что предпринимает человек-индивид, какой смысл его действий — накопить средства, убедить родственников о важности и необходимости приобретения автомашины и т. п. Индивидуальная цель, осмысленная сквозь призму социальных отношений, связей, ожиданий и стала мотивом социального действия. Естественно, конкретное содержание, направленность мотива определяется тем как индивидуальная цель и ориентация на других, ожидание учитывающее возможную ответную реакцию окружающих соотносятся, взаимодействуют. Иногда, поставленные индивидуальные цели не реализуются, хотя и предпринимаются различные социальные действия. Здесь-то проявляется бесполезность мотивов в определении и осознании поставленной цели.

Американский социолог Толкотт Парсонс в процессе выбора варианта действия выделяет так называемые типовые переменные действия — системы основных ориентации. Это пары, определяющие различные возможности выбора действий.

Во-первых, между действием исключительно в собственных личных интересах или необходимостью учета в своем поведении потребностей коллектива, окружающих (ориентация на себя — ориентация на коллектив, окружающих); во-вторых, между стремлением к удовлетворению непосредственных сиюминутных потребностей или отказом от их реализации ради перспективных и важных целей; в-третьих, ориентация на социальные оценки другого индивида или свойственное ему присущие качества (пол, возраст, внешний вид и т. п.); в-четвертых, между подчинением индивидом своего поведения какому-то общему правилу или учетом специфических моментов ситуации и т.д.

Выделенные Толкоттом Парсонсом с достаточной полнотой и скрупулезностью основные альтернативы, варианты социальных действий (в реальной жизни их больше) свидетельствуют о многомерности мотивов конкретного социального действия, о многообразии подходов, способов анализа путей достижения цели в конкретных социальных условиях сплетается в одном элементарном мотиве.

Возьмем житейский случай. На предприятии начальник участка, цеха хотел бы удовлетворить потребности расширения участка, совершенствовании технологии, «расшивке» узких мест и т. п. Но нет необходимых средств, материальных возможностей, нужна поддержка руководства и т. д. Что предпринимает начальник участка, цеха, какой смысл его действий — убедить руководство в перспективности реконструкции и т. п. И вот, он пришел к руководству предприятия. Как поведет себя руководство? С одной стороны, он знает, что средств для реконструкции крайне мало (тем более в современных условиях), только бы продержаться, сохранить людей; с другой стороны, он знает, что реконструкция перспективна, а у начальника участка, цеха есть и неплохие заделы, первые результаты (вторая альтернатива). Вместе с тем, руководитель испытывает к начальнику участка, цеха личную неприязнь, поэтому, хотя и достаточно высокий статус начальника участка (высококвалифицированный специалист, инженер и т. д.) позволяет ему рассчитывать на развитие реконструкции, расширение производства (третья альтернатива). Однако, стоит ли обращать внимание на личную неприязнь и обиду, если реконструкция может, наверняка, принести комплексу признание (первая альтернатива)... Каждая из альтернатив вносит свою лепту в мучительный выбор мотива. 

В конкретный мотив органично вплетается и иерархия ценностей, и интеллектуально-культурная готовность личности анализировать ситуацию. Сказываются и особенности темперамента личности, его непреклонность, упрямство, волевые качества, эмоциональная близость к человеку, личности и т. д. Ситуацию, сложившуюся между начальником участка, цеха и руководством, администрацией предприятия социологи называют состязанием мотивов, порождающее достаточно острые, чаще всего невидимые со стороны внутренние переживания личности. Здесь важно отметить многообразие проявления различных возможностей, альтернатив достижения личной цели и ориентацию на другие, изначально определяющие внутреннюю драму сферы мотивов личности. И практично невозможно предписать конкретный выбор мотива личностью в конкретной ситуации. Но можно проследить определенную направленность конкретной личности и целостной системы действий социальных.


Высшее образование в современном мире

  
Глобальные трансформации, происходящие последнее время, привели к кардинальным изменениям традиционных отношений «человек-природа» и «человек-общество». Экономический, политический, экологический кризисы воспринимаются как своеобразное преддверие крупномасштабного кризиса. Формирование стратегии в общепланетарном масштабе становится практически главным условием выживания. В такой ситуации значительно расширяется поле деятельности высшей школы: ей предписывается не только готовить специалистов в традиционных сферах деятельности, но и формировать контуры цивилизации, способной разрабатывать и реализовывать эту стратегию.

Высшая школа, являясь наиболее высокоинтеллектуальной, мобильной и информационно насыщенной подсистемой государства и общества в целом, не только функционирует, но и трансформируется с учётом только ей присущих особенностей и той специфической ролью, которую она выполняет в социальных системах. Прежде всего, высшая школа является частью более общей системы и её самостоятельность относительна. Она подчиняется государству и обществу в целом. Как их составная часть, она испытывает воздействие и выполняет определённые функции по обеспечению жизнедеятельности как этих систем, так и самой себя.

Ситуация в отечественном высшем образовании большинством исследователей рассматривается в первую очередь в контексте трансформационных процессов, протекающих в мире. Феномены глобализации, информатизации, становления общества знаний — все эти идеи активно привлекаются для определения нынешнего положения образовательной системы Республики Беларусь и выявления специфики и путей дальнейшего развития высшего образования. Во многом именно отсылка к общемировым тенденциям является средством обоснования своего анализа текущей белорусской ситуации. Обращение к белорусскому опыту, в том числе в исторической перспективе, как правило происходит при критическом описании тех трансформаций, которые необходимо осуществлять, чтобы соответствовать международному уровню.

В настоящее время принципиально новое положение высшей школы обусловливается необходимостью реагирования на общемировые тенденции, связанные с ориентацией системы образования на потребности информационного общества. Высшая школа постепенно превращается в полноправный субъект рыночных отношений, что стимулирует трансформацию её структуры, изменение функций, обретение новых источников финансирования, поиск новых методов обучения и контроля знаний.