вторник, 18 сентября 2012 г.

Высшее образование в современном мире

  
Глобальные трансформации, происходящие последнее время, привели к кардинальным изменениям традиционных отношений «человек-природа» и «человек-общество». Экономический, политический, экологический кризисы воспринимаются как своеобразное преддверие крупномасштабного кризиса. Формирование стратегии в общепланетарном масштабе становится практически главным условием выживания. В такой ситуации значительно расширяется поле деятельности высшей школы: ей предписывается не только готовить специалистов в традиционных сферах деятельности, но и формировать контуры цивилизации, способной разрабатывать и реализовывать эту стратегию.

Высшая школа, являясь наиболее высокоинтеллектуальной, мобильной и информационно насыщенной подсистемой государства и общества в целом, не только функционирует, но и трансформируется с учётом только ей присущих особенностей и той специфической ролью, которую она выполняет в социальных системах. Прежде всего, высшая школа является частью более общей системы и её самостоятельность относительна. Она подчиняется государству и обществу в целом. Как их составная часть, она испытывает воздействие и выполняет определённые функции по обеспечению жизнедеятельности как этих систем, так и самой себя.

Ситуация в отечественном высшем образовании большинством исследователей рассматривается в первую очередь в контексте трансформационных процессов, протекающих в мире. Феномены глобализации, информатизации, становления общества знаний — все эти идеи активно привлекаются для определения нынешнего положения образовательной системы Республики Беларусь и выявления специфики и путей дальнейшего развития высшего образования. Во многом именно отсылка к общемировым тенденциям является средством обоснования своего анализа текущей белорусской ситуации. Обращение к белорусскому опыту, в том числе в исторической перспективе, как правило происходит при критическом описании тех трансформаций, которые необходимо осуществлять, чтобы соответствовать международному уровню.

В настоящее время принципиально новое положение высшей школы обусловливается необходимостью реагирования на общемировые тенденции, связанные с ориентацией системы образования на потребности информационного общества. Высшая школа постепенно превращается в полноправный субъект рыночных отношений, что стимулирует трансформацию её структуры, изменение функций, обретение новых источников финансирования, поиск новых методов обучения и контроля знаний.

Комментариев нет:

Отправить комментарий