пятница, 21 сентября 2012 г.

Управление высшим образованием


Управление представляет собой целенаправленное, планомерное и систематическое информационное воздействие субъекта управления на его объект с корректирующим учётом изменений, происходящих в состоянии объекта. Управление есть процесс, а система управления — меха­низм, который обеспечивает этот процесс. Система управления должна быть динамичной и детерминированной, т. е. обеспечи­вать реакцию на изменения окружающей среды и взаимосвязи эле­ментов, подразделений органов управления. Если в организацион­ной структуре есть элемент, действия которого не влияют на пове­дение системы и не реализуют ни одну из целей её функционирова­ния, то это является верным признаком ненужности этого элемента.
Принципиально процесс управления характеризуется двумя ос­новными составляющими: управляющей системой и объектом управления. Основная особен­ность процесса управления - единство и взаимосвязанность его со­ставных частей, что обеспечивается обратной связью. В этом случае управление осуществляется по замкнутому циклу.
Информация о состоянии управляемого объекта по каналу обратной связи поступает в орган сравнения (ОС) системы, который может внести необходимые коррективы в процесс управления, т.е. в случае необходимости на управляемый объект посылаются сигналы регулирования.
Управление любой системой часто бывает весьма трудным, требующим большого опыта, знаний и искусства, так как её реакция на команды управления зачастую неадекватны, иногда даже непредсказуемы и парадоксальны.
Для правильной научной разработки управления высшим образованием как специфической социальной системой необходимо последовательно ставить и решать следующие исследовательские задачи. Во-первых, следует выявить объективные тенденции и противоречия в развитии управления данной системой. Во-вторых, необходимо определить структуру субъекта управления, с точки зрения её уровневой организации и внутреннего содержания. В данном случае имеется в виду не только система управления высшим образованием в целом, но и организация национального, регионального, и конкретно вузовского уровня. В-третьих, актуальной проблемой управления является адекватное определение направлений управленческого воздействия, набор которых в полной мере «покрывал» бы объект управления. Например, общеизвестно, что эффективным может быть только то управление, которое учитывает хотя бы ведущие тенденции данного процесса, то есть «управляющая система не может быть менее сложной, чем управляемая» [1, С. 143].

Необходимо подчеркнуть, что значительную роль в научной организации управления образованием играют особенности управления отдельными его сферами и направлениями, такими как, например, качество образования, кадровое обеспечение, эффективная организационная структура, маркетинг образовательных услуг и т.д. Естественно, что в каждом отдельном случае необходимо учитывать и процесс совершенствования самой системы управления, так как меняются не только ведущие тенденции развития объекта управления, но и радикально преобразуется сам субъект управления. Как правильно отмечает А.Н.Чмыхов, для достижения своих целей система управления использует имеющиеся у неё ресурсы. В условиях недостатка ресурсов система либо не достигает своих целей, либо изыскивает возможности для устранения имеющегося дефицита. Атрибутом эффективного управления является его гибкость, т. е. способность оперативно реагировать на изменение ситуаций [2, С. 70]. Следовательно, эффективным является лишь то управление, которое учитывает непрерывное развитие управляющей подсистемы.
Важнейшей проблемой социологии управления является также необходимость разработки оптимальной модели управления непосредственно самого вуза. В данном случае имеются в виду внутренние его управленческие аспекты.
В процессе функционирования любых социально-экономических объектов важнейшей особенностью управленческой деятельности является обоснование, принятие и организация выполнения решений. Именно процесс разработки и принятия управленческих решений, являясь одним из связующих процессов, пронизывает всю управленческую деятельность.
Принятие управленческих решений в высшем учебном заведении – это сложный процесс. Любое управленческое решение должно быть основано на анализе фактически сложившейся ситуации и представлять собой выбор альтернатив её развития. В практике реального управления руководитель должен отрабатывать все классические действия, предшествующие решению и следующие за ним, автоматически. Безусловно, некоторые проблемы видны невооруженным глазом, и их решение лежит на поверхности. Но есть такие, которые можно понять только после их глубокого исследования и анализа. Для решения этих проблем руководитель должен располагать качественной информацией, уметь адаптировать её к ситуации и выделять наиболее значимые вопросы в качестве приоритетов.

Каждое управленческое решение в своём роде уникально. Однако несмотря на данное положение, существует ряд факторов, обуславливающих качество данных решений. Среди них выделяют следующие:
1) ненадежность информации, плохая организация коммуникаций, помехи, возникающие в ходе передачи информации;
2) низкая исполнительская дисциплина. Причинами низкой дисциплины могут быть такие организационные моменты, как отсутствие процедуры согласования решений, установление нереальных сроков, недостаточная конкретизация решений, т. е. отсутствие понимания того, кто и что должен выполнять, с помощью каких средств, в какие сроки и т. д.;
3) нереальное количество принимаемых решений;
4) низкая «стандартизация» процессов подготовки и принятия решений. Несмотря на то, что, как правило, более половины решений в деятельности руководителей — это типовые (повторяющиеся) и часто программируемые решения, технологии, регламенты их подготовки и принятия часто не разработаны;
5) недостаточная степень согласованности интересов различных иерархических уровней, по которым проходит управленческое решение;
6) несовершенная система оформления, передачи и контроля за выполнением решений;
7) недостаточная компетентность исполнителей.
Отсутствие согласованности, чрезмерная усложнённость и, в то же время, непроработанность процедур принятия решений может привести как к неоправданному дублированию работ, выполняемых разными подразделениями, так и к их невыполнению или срыву сроков, к потере или искажению информации, проходящей между подразделениями, к размыванию ответственности и пр.

Как правило, в реальной ситуации в процессе управления вузом присутствует большая часть указанных факторов. Поэтому любое решение должно приниматься с определённым допуском, который оценивается экспертно. В связи с этим к любому решению должны предъявляться следующие требования:
1) поставленная цель должна быть реально достижимой;
2) принимаемое решение должно обеспечить достижение поставленной цели с наименьшими затратами;
3) принятие решений должно быть обеспечено всеми необходимыми ресурсами для его реализации;
4) управляющее воздействие должно быть своевременным;
5) воздействие необходимо оказывать до того, пока существуют объектные причины, породившие проблему и вызвавшие необходимость принятия решения.
Весь процесс принятия решений при управлении работой вуза можно представить в виде шести взаимосвязанных этапов, образующих полный цикл принятия решений.
1. Возникновение проблемы и осознание самого факта её по­явления. На данном этапе необходимо создать список всех проблем и выбрать одну, наиболее значимую. Только после того, когда проблема определена, можно приступать к её анализу и рассмотрению.
2. Осмысление проблемы, т. е. сравнение её с накопленным опытом и определение степени новизны, которая характеризуется фактором неопределённости. Для начала необходимо выяснить причины, порождающие эту проблему. В данном случае это будет работа по её осознанию, осмыслению, разделению на части и анализу этих частей.
Характерными способами поведения в такой ситуации могут быть:
- рассматривание проблемы как серии связанных событий;
- выявление событий, связанных с проблемой;
- поиск подтверждения связи между событиями;
- возможность рассмотреть проблему с различных позиций;
- оценка серьёзности проблемы;
- выявление групп, оказывающихся под влиянием проблемы и серьезности этого эффекта.
После того, как вы выбрали причину, с которой вам предстоит работать в первую очередь, необходимо провести её глобальный анализ, а точнее, поиск и анализ относящейся к делу информации. Информация может собираться из письменных материалов, записанных наблюдений, отчётов, спорных фактов, мнений, значимых заявлений и т. д.
Характерные способы поведения в этой ситуации включают:
- категоризацию информации в соответствии с фактами, письменными материалами, мнениями, записанными наблюдениями, показаниями очевидцев и ценными заявлениями;
- делание заметок по проблеме и выявление позиций, нуждающихся в прояснении;
- задавание вопросов о совпадении между существующей ситуацией и желаемым положением дел;
- использование различных методов сбора данных;
- определение способов проверки источников информации, её действительности и реальности;
- выявление информационных пробелов, замечая, какая информация неизвестна или непригодна;
- аккуратное формулирование проблемы и документирование всей существующей информации;
- поиск только относящихся к делу данных.

3. Выбор путей и методов решения проблемы. После того, как проблема получила достаточно полное описание, необходимо разработать варианты её решения. Все полученные решения должны быть обобщены и проанализированы. Необходимо взвесить все «за» и «против» и попытаться оценить последствия различных выборов.
Учёными предложена весьма хорошая классификация всего спектра проблем и соот­ветствующих подходов к их решению, которая может выглядеть следующим образом:
- стандартные проблемы, отличающиеся простотой, полной ясностью, решаемые на основе типовых и заранее выработанных правил;
- хорошо структуризованные проблемы, все компоненты ко­торых и связи между ними достаточно выяснены и изучены и могут быть выражены количественно в цифрах или символах, поддающих­ся в конечном итоге численным оценкам. В этом случае проблемы легко формализуются, алгоритмизируются и программируется и их решения могут быть найдены с помощью математических моделей в рамках метода исследования операций, включающего различные способы теорий программирования, массового обслуживания, мате­матической статистики, вероятностей и т. п.
Их применение наиболее эффективно при решении органи­зационно-экономических задач в условиях заранее и четко постав­ленной цели и критерия оптимизации, когда известны ограничения её достижения и происходит выбор путей решения возникающих задач управления. В зависимости от характера анализируемых процессов и сложившихся форм связи между ними выбирается один из методов оптимизации. Удельный вес решения оптимизационных задач позво­ляет судить, в какой мере управление вузом ориентировано на дос­тижение оптимальности его функционирования;
- плохо структуризованные проблемы, содержащие как хорошо из­вестные количественные определённые компоненты, так и качест­венные или малоизвестные и неизмеряемые компоненты, характери­зующиеся неопределенностью и имеющие тенденцию к доминирова­нию. В этом случае возможны два подхода к принятию решений: мак­симально полное устранение информационной неопределённости в процессе решения задачи; частичное устранение неопределённости, фиксирование и учет неустранённой неопределённости в процессе формирования решения.
Эти проблемы решаются с помощью методов системного анализа, предполагающих тщательную детальную проработку цели, доминирующую роль поиска путей и средств её достижения. Плохо структуризованные проблемы чаще всего возникают при обоснова­нии стратегических и таких тактических решений, которые связаны с внесением существенных качественных изменений в работу вуза при решении новых задач управления;
- неструктуризованные проблемы, для которых характерна макси­мальная степень неопределённости информационной ситуации и со­держащие лишь качественное описание важнейших признаков, харак­теристик и ресурсов, а количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны. Они решаются эвристическими методами, в которых отсутствует какая-либо упорядоченная логическая процедура отыскания решения, а сами методы полностью зависят от личности эксперта. К эвристическим методам относятся и чисто волевые реше­ния, а также решения, принимаемые на основе различного рода про­цедур обработки экспертных оценок и прогнозных расчетов дальней­ших тенденций развития высшей школы. Эвристические методы широ­ко используются для обоснования перспективных решений, которые связаны с прогнозированием развития организационно-экономических процессов, не поддающихся точному расчёту и количественной оценке [3,С. 98-99].
4. Принятие управленческого решения.
5. Выполнение принятого решения.
6. Оценка полученного результата и, в случае его неудовле­творительности, возврат ко второму этапу.
Таким образом, замкнутый контур «понимание проблемы управления - формирование стратегии выработки решения - приня­тие и исполнение решения - понимание проблемы» лежит в основе управления вузом и служит базой для проверки эффективности принимаемых решений на практике.
Наконец, одной из важнейших проблем управления современным высшим образованием выступает научная разработка наиболее эффективных управленческих технологий. В данном случае имеются в виду два уровня: первый – это применение и адаптация к системе высшего образования общеизвестных управленческих методов (функциональная концепция, программно-целевой метод т.д.); второй – это методы управленческого воздействия, связанные с различными образовательными инновационными технологиями. Это особенно важно, так как применение подобных форм обучения (например, дистанционного), полностью меняет и систему организации самого учебного процесса, следовательно, формы и методы управленческого воздействия.

Литература:
1. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. – М., 1981.
2. Чмыхов А.Н. Пути решения проблем управления вузами // Инновации в образовании. – 2002. - № 3. – С. 69-80.
3. Суша Н.В. Управление высшим учебным заведением на примере частных вузов Республики Беларусь. – Минск: изд-во «Право и экономика»; изд-во МИУ, 2000. – 164 с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий