суббота, 29 сентября 2012 г.

Мода и стиль: основные правила современного имиджа

Имидж (в переводе с англ. "image" – "образ") – это впечатление о каком-либо человеке, которое создаётся при помощи стиля одежды, прически и макияжа, голоса, манеры поведения, манер коммуникации. Окружающим людям важны малейшие детали внешнего облика и поведения. Собственно поэтому необходимо постоянно следить за некоторыми вещами: за своей мимикой, жестами, интонациями, манерой общения. Основополагающее правило состоит в том, чтобы всё было не только гармонично, но и естественно! И только в таком случае положительное впечатление о человеке гарантировано. Также от соблюдения основных правил имиджа зависит успех почти во всех сферах жизнедеятельности. Однако понравиться всем сразу невозможно, поэтому при выборе собственного имиджа следует учесть желаемый результат именно для вас. И вот для этого внешний облик нужно продумывать весьма тщательно.

Некоторые основополагающие пункты имиджа

Одежда. Самое существенное – это стиль и превалирующую цветовую гамму. Судя по такому выбору можно многое предугадать о человеке, ведь цвет и стиль одежды указывает, в первую очередь, на характер и темперамент. Предположим, превалирование розового цвета показывает мечтательность натуры и нежность человека, красный цвет – страстную и волевую натуру, зеленый – постоянство и миролюбивый нрав, синий – самоотверженность, а, например, желтый – жизнерадостность. Однако следует учитывать и следующее обстоятельство: какие цвета подходят именно вашей внешности.

Макияж и прическа. Казалось бы, но в прическе важны все детали: длина волос, их цвет, укладка. Если же вы любите часто менять прически, то это показатель того, что вы экспериментатор! Макияж, наличие или его отсутствие, рассказывает о человеке также многое.

Мимика. Каждая мимическая привычка может выдать, какие чувства или эмоции преобладают у вас! Неповторимое, то есть свойственное только им, выражение лица имеют все люди без исключения: брюзги и весельчаки, злодеи и мечтатели … Даже с возрастом нельзя «стереть» собственное выражение лица.

Жесты. Большая часть из них – непроизвольные и контролировать их достаточно тяжело. К примеру, вы встретили неприятного человека, и сразу же скрещиваете руки и ноги. Такое поведение вызвано психологическим желанием защититься от опасности или агрессии. Жесты постоянно демонстрируют истинные чувства и мысли человека.

Голос. Он в особенности значим для тех людей, чья ежедневная деятельность связана с телефонными разговорами. В большей степени людям нравятся приятные, мелодичные и спокойные голоса.

Манеры общения. Спросите сея о том, как вы общаетесь с другими людьми? Выслушиваете и пытаетесь помочь или, наоборот, отмахиваясь, не желая помочь? Людям всегда приятно, когда им уделяют достаточное внимание и когда к ним прислушиваются.

Походка. Это также важный пункт личности. Для достойной походки необходима осанка, правильная и изящная. Походка должны быть всегда свободной и легкой. И самое главное – нельзя ни в коем случае сутулиться!

Имидж можно создать и самому. Для этого необходимо понять для себя, что же именно надо отработать. Если же самостоятельно ничего не получается, то необходимо обратитесь к имиджмейкеру. Как итог – у вас будет гармоничный имидж, который поможет вам добиться успехов в жизни.

воскресенье, 23 сентября 2012 г.

Некоторые аспекты предпринимательства на рынке платных медицинских услуг

Мы часто слышим о необходимости государственной поддержки предпринимательства. Относится ли это к здравоохранению, как к важнейшей составляющей социальной сферы? Необходима ли поддержка предпринимательства в здравоохранении или достаточно ограничиться поддержкой общественного здравоохранения? Безусловно, поддержка предпринимательства в здравоохранении необходима. К положительным сторонам развития коммерческого здравоохранения кроме традиционных выгод от развития предпринимательства (рост занятости населения, налоговые поступления и т.д.), относятся:
· привлечение в здравоохранение дополнительных финансовых ресурсов (средств населения и предприятий);
· за счет обеспеченной части населения, которая обращается за коммерческими услугами, достигается экономия средств общественного здравоохранения, что позволяет улучшить оказание медицинской помощи остальной части населения;
· за счет оказания платных услуг или работы по совместительству в частных учреждениях для медицинского персонала появляются возможности получения дополнительные дохода.

Когда речь идет о рынке частных медицинских услуг, то имеется в виду коммерческое здравоохранение. Но к коммерческому здравоохранению относятся не только услуги частных медицинских учреждений, но и предпринимательская деятельность государственных (муниципальных) учреждений в форме оказания платных медицинских услуг населению, а также по договорам с предприятиями и страховыми организациями в системе добровольного медицинского страхования (ДМС).

Вообще же, рынок частных медицинских услуг тесно связан со следующими факторами:
· объем бесплатной медицинской помощи;
· предпринимательская деятельность учреждений здравоохранения общественного сектора;
· теневые медицинские услуги в общественном секторе.

Последнее десятилетие XX века стало временем резкого подъема предпринимательской инициативы в здравоохранении европейских стран. Активная и разносторонняя деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания, по повышению его качества и эффективности развернулась в государственном и некоммерческом частном секторах, в лечебных и вспомогательных медицинских заведениях. Бурный процесс структурной перестройки здравоохранения, в значительной степени обусловленный действием рыночных механизмов, охватил значительную часть Европы – от Великобритании и Скандинавии на севере до Испании, Португалии и Италии на юге, от Нидерландов и Германии до тех стран Европы, которые еще не успели вступить в Европейское сообщество. Медицинское обслуживание совершенствовалось не так быстро, как надеялись многие сторонники внедрения новых методов; вместе с тем подъем, вопреки предсказаниям скептиков, оказался весьма существенным.

Последние десять лет явились периодом весьма значительных организационных преобразований, причем движущей силой этого процесса стала активизация предпринимательства. Принято считать, что предпринимательская деятельность играет решающую роль в развитии производства, стимулируя создание, развитие, внедрение и сбыт новых товаров и услуг. Опыт европейских стран показал, что предпринимательство может весьма эффективно стимулировать также организационную перестройку системы здравоохранения. Самое точное с экономической точки зрения определение понятия «предприниматель» принадлежит французскому экономисту Сею (начало XIX в.). Согласно этому определению, предпринимателем является тот, кто «перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и прибыли в область высокой производительности и прибыли» (Drucker 1985). Примерно век спустя немецкий экономист Шумпетер выдвинул идею о неразрывной связи предпринимательства с периодами подъема и спада в ходе больших экономических циклов, порождаемых новыми технологиями и растущими на их основе отраслями промышленности (Schumpeter 1911). Роль предпринимателя заключается в том, чтобы извлечь пользу из возникающих перед ним широких возможностей для структурной перестройки: создавая ситуацию «динамической неустойчивости» и «созидательного разрушения», он способствует прогрессу народного хозяйства, достижению им новых уровней эффективности и экономичности. Подлинное предпринимательство заключается не только в разработке нового продукта, но и в предвидении и создании новых, доныне не существовавших секторов рынка (именно так действовала в 1980-х годах фирма Sony, запустившая в производство видеокамеру). Согласно этим исследователям, предметом конкуренции между предпринимателями служит не только доля на рынке или прибыль, но и нечто более существенное, а именно — «формирование структуры будущих производств» (Hamel and Prahalad 1994). Оптимистические воззрения поборников предпринимательства обобщены в следующем определении: предприниматель – тот, кто «стремится к переменам, реагирует на них и использует предоставляемые ими возможности» (Drucker 1985).

Сходным образом рассуждают и те, кто стремится использовать уроки предпринимательства в некоммерческом частном и государственном секторах, хотя цель предпринимательства здесь совершенно иная. Социальное предпринимательство «сочетает пафос общественного служения с такими деловыми качествами, как дисциплина, стремление к новому и решительность» (Hunt 2000). Логика социального предпринимательства занимает Гуда, указавшего на важность предоставления высшим государственным чиновникам предпринимательских функций при проведении новых установок в социальном секторе (Hood 1991). Липски в своем классическом исследовании «бюрократии местного уровня» (Lipsky 1980) показывает, что новаторский подход, присущий подлинному предпринимательству, часто обнаруживается на противоположном иерархическом полюсе государственного сектора: его проявляет персонал, непосредственно работающий с клиентами. Хантер подчеркивает, что традиционные бюрократические ограничения в здравоохранении могут успешно сосуществовать с административной автономией, которая является важным компонентом Новой школы государственного управления Гуда (Hunter 1997). Дракер заключает свой анализ следующим утверждением: новации и предпринимательство «нужны обществу в той же степени, что и экономике, государственным учреждениям – в той же степени, что и бизнесу» (Drucker 1985).

Таким образом, внесение элемента предпринимательства должно благотворно сказаться на развитии здравоохранения – при условии, что он поможет государству решать стоящие перед ним задачи. На уровне отдельной организации предпринимательство стремится к модернизации, рационализации и повышению эффективности. В частном секторе показателями эффективности служат, как правило, рост прибыли и повышение удельного веса на рынке, а в некоторых отраслях – также повышение качества товаров и услуг. Для государственного сектора показателями эффективности являются увеличение объема и улучшение качества услуг, рост финансового резерва, а в некоторых секторах – также рост удельного веса на рынке. Высокая эффективность считается также необходимым условием сохранения благ, предоставляемых государством населению.

Некоторые экономисты придают предпринимательству важное общественное значение, полагая, что оно расширяет выбор товаров и услуг, доступных отдельным лицам (Rice 1998). Расширение выбора может стать одним из важных результатов модернизации государственной системы здравоохранения. С точки зрения государственного планирования преимущества предпринимательской деятельности заключаются, прежде всего, в лучшем соотношении между вложенными средствами и полученным результатом, что иногда обозначается как «лучшая рыночная стоимость денег» (Smee 1995). Мощный инновационный импульс, порожденный предпринимательством, может сыграть во многом отрицательную роль, если он не будет сдерживаться эффективным государственным регулированием. Предприниматель стремится разделить рынок на мелкие участки, найти самый выгодный и разрабатывать его, тогда как государству необходимо, чтобы весь рынок работал эффективно и снабжал население товарами по доступным ценам. Отсутствие ограничений на предпринимательскую деятельность приводит к весьма разнообразным негативным последствиям. В сфере финансирования систем здравоохранения к таковым относятся банкротство страховых компаний (Чешская Республика, Словацкая Республика), огромное превышение расходов над доходами (Венгрия, Эстония), попытки разработать такие «корзины услуг», которые отсеивают «нежелательных» (то есть более дорогостоящих) клиентов (Нидерланды; см. de Roo 1995) и др. Страны Центральной и Восточной Европы на своем горьком опыте испытали, насколько опасно в области страхования здоровья учреждать новые механизмы предпринимательства, не подкрепив их адекватным контролем со стороны государства. Далее, в сфере конкретных медицинских услуг недостаток государственного регулирования затрудняет контроль за деятельностью некомпетентных хирургов, чьи операции раз за разом заканчиваются смертью больного (случай хирурга-педиатра из Бристоля, Великобритания), владельцев аптек, продающих сильнодействующие препараты без рецептов (Испания), частных клинических лабораторий, фальсифицирующих результаты анализов (Швеция), недобросовестных фармацевтических компаний, сбывающих просроченный товар ничего не подозревающим больным (бывшие советские республики) и т. д. Чтобы не допустить подобных отрицательных последствий, государство разрабатывает сложные и всесторонне действующие механизмы регулирования: от законодательных актов и официальных требований к отчетности до различных рычагов воздействия — как позитивного (субсидии), так и негативного (судебное преследование). Уникальный в своем роде характер здравоохранения как социального и в то же время личного блага делает роль регулирования в данном секторе особенно важной. Вместе с тем государственное регулирование – существенно важный элемент контроля над предпринимательством во всех секторах современного хозяйства. В большей части Европы отрасли производства, связанные с обслуживанием потребителя, функционируют в соответствии с определенными законодательными и правовыми нормами, обязаны учитывать определенные требования к безопасности производства и качеству товаров, обеспечивать сохранность окружающей среды и т. д. Антимонополистические санкции со стороны Европейской комиссии угрожают даже самым крупным и богатым корпорациям частного сектора. Некоторые более или менее нелепые аргументы в пользу ослабления государственного регулирования должны оцениваться в контексте весьма развитой системы ограничений, налагаемых в настоящее время государством на предпринимательскую деятельность: даже в случае довольно радикальных попыток ослабления государственного контроля значительная часть регулирующего механизма непременно останется нетронутой. Имея в виду социальный характер здравоохранения, можно сказать, что в этом секторе предпринимательская инициатива особенно нуждается в управлении и упорядочении, дабы исключить опасность своекорыстных, эгоистических решений.

Заинтересованное отношение к социальному аспекту регулирования проявилось в недавних (осуществленных на протяжении 1990-х гг.) опытах по упорядочению предпринимательской деятельности в здравоохранении ряда европейских стран. Именно за это десятилетие была выполнена основная работа по созданию новых регулирующих механизмов. Во многом в ответ на подъем предпринимательской деятельности в большинстве европейских стран были разработаны новые и усовершенствованы существующие формы ее упорядочения и направления в определенное русло. Так, в Великобритании разделение покупателей и поставщиков, создание самоуправляемых трестов и учреждение кооперативов врачей общей практики потребовали издания множества нормативных документов. В Германии развитию государственных регулирующих механизмов способствовали создание возможности выбора между различными фондами медицинского страхования, учреждение глобальных бюджетов для больниц и другие меры по контролю за ростом цен. Аналогичные процессы происходили в Нидерландах, Испании, Италии, странах Скандинавии. Деятельность по совершенствованию государственного регулирования не прекращалась в течение всего десятилетия: необходимо было реагировать на новые проблемы, на развитие здравоохранения, на изменения политики, обусловленные приходом к власти новых правительств.

Расширение сфер предпринимательской активности сопровождалось расширением соответствующих им сфер государственного регулирования. Характерный для западноевропейских стран рост доверия к рынку при принятии решений, ориентированных на производство в области здравоохранения, сопровождался усилением роли государства (в данном случае деятельность государства была ориентирована не столько на вложение средств, сколько на получение результата). Поскольку от государства ныне ожидается, что оно будет «грести меньше, а рулить больше», его участие в управлении здравоохранением должно заключаться во всемерном расширении данного сектора и в его модернизации. Контролирующие функции государства получили настолько значительное развитие, что термин «надзор» (англ. stewardship) ныне используется по отношению ко всей государственной политике в сфере здравоохранения (Saltman and Ferrousier_Davis 2000; WHO 2000). Укорененная в религии и экологии, концепция «надзора» обязывает государство управлять всей системой здравоохранения, руководствуясь нормами этики и финансовой целесообразностью. Регулирование, как основной инструмент «надзора», должно удовлетворять этим же двум требованиям. Государство, допускающее ошибки при регулировании предпринимательства в области здравоохранения, рискует утратить репутацию ответственного «надзирающего».

По мере того как сфера государственного регулирования расширялась, возрастало осознание того, что «хорошее регулирование» – это сложный и часто утомительный процесс. Намного труднее регулировать рынок с его конкурирующими агентами, чем такие традиционные монополии частного сектора, как предприятия общественного пользования. Число проблем больше, чем может показаться вначале, и нахождение нужного равновесия между ними – иначе говоря, примирение основных интересов ключевых действующих лиц – по сути представляет собой сложную задачу. Дополнительные осложнения возникают в связи с необходимостью избегать негативных последствий, получивших взаимоисключающие определения («обслуживающий сам себя протекционизм», «поглощение через регулирование» и т. п.). Сложная природа процесса регулирования сама по себе часто удивляет специалистов по микроэкономике, которые рассматривают регулирование только в чисто экономическом аспекте и готовы допустить, что вопросы, имеющие отношение к нему, должны решаться только исходя из соображений технической целесообразности.

Постсоветское реформирование высшей школы: плюсы и минусы

В настоящее время в высшей школе республики назрели существенные перемены, связанные с формированием новых условий и тенденций в экономике, политической жизни, структуре и интересах населения. С одной стороны, они дают о себе знать в устойчивом стремлении большей части молодежи к получению университетского диплома, с другой, в потребности в новых образовательных программах как ответе на эти вызовы времени. Для того, чтобы лучше понять, куда идти дальше, на мой взгляд, следует вернуться немного назад и проанализировать уже имеющиеся векторы развития и результаты движения по ним. При этом только жесткая критика недостатков и ошибок, сделанных в прошлом, позволит обеспечить действительно устойчивое развитие без шараханья от модных западных идей к квасному патриотизму.

Вносили, но недовнесли

Парадигма реформирования высшей школы Беларуси в постсоветский период состояла во внесении национального компонента при сохранении основ и подходов советского времени. Кроме того, разрыв межгосударственных связей потребовал создания национальной нормативной правовой базы и пересмотра направлений подготовки специалистов в соответствии с потребностями республики. Такая консервативная позиция сопровождалась, тем не менее, внимательным изучением достоинств и недостатков европейской и американской систем высшего образования. Широким было участие в международных конференциях, совещаниях. Выслушивались разные мнения, в том числе, и специально приглашенных западных экспертов.

В соответствии с этой политикой уже в середине 90-х годов под руководством бывшего Министра образования профессора Виктора Гайсенка был реформирован в нынешний Республиканский институт высшей школы Институт повышения квалификации преподавателей общественных дисциплин, ранее – одно из лучших в СССР учреждений такого типа. В новом институте была создана научно-методическая структура, которая через сохраненную систему повышения квалификации доводила новинки до руководителей, специалистов и преподавателей вузов.

Формально начало реформ было положено принятием Закона об образовании, в котором высшей школе отводилось заметное место. Инновационная составляющая этого Закона в части высшей школы состояла в осторожном упоминании об академических свободах и вузовской автономии, введением двух ступеней и новой классификации вузов, которая включала в себя классические и профильные университеты, академии, институты и высшие колледжи. К сожалению, инновационные идеи не получили в дальнейшем должного развития или оказались малозначимыми.

В частности, академические свободы никаким образом в дальнейшем не исследовались и ничем не были обеспечены, оставшись на уровне советских времен. В том числе, свобода педагогической деятельности быстро была отрегулирована образовательными стандартами. Вузовская автономия вообще оказалась непонятной категорией в условиях жесткой, возможно, оправданной в некоторых случаях, бюджетной дисциплины, назначаемости ректоров и фактического назначения советов вузов назначенными ректорами, многие из которых и не подозревают, что в мировой практике такие советы действуют не при руководителях вузов, а являются высшими органами самоуправления университетов.

Две ступени и смена вывесок

Не лучшая судьба постигла и идеи двухступенчатой системы, которые много лет не были толком идентифицированы, если не считать весьма странного Положения о многоступенчатой системе, в котором предлагалось на каждой ступени ввести еще и подступени. Так, на первой ступени сверх обычной программы, ведущей к получению диплома о высшем образовании, предполагался бакалавриат, который требовал освоения дополнительной 300-часовой программы, чего нельзя было найти нигде в мире. На второй ступени появлялся диплом специалиста, а у тех, кто отваживался поучиться подольше, - диплом магистра. Подступень специалиста осталась практически не востребованной, бакалавриат и магистратура как-то прижились лишь в системе педагогического образования, поскольку стараниями, по-видимому, ректора Педуниверситета профессора Леонида Тихонова в школах обладатели таких званий получили некоторые преференции. Много лет после этого приходилось дезавуировать эти степени в глазах зарубежных партнеров, доказывая, что нет у нас никаких ступеней, что диплом о высшем образовании – это и есть диплом специалиста, а остальное – эксперименты, на которые не надо обращать внимания. В результате удавалось во многих странах по-прежнему признавать наш диплом как магистерский.

По поводу появления пяти разных типов вузов (а позже к ним прибавились еще национальные и ведущие) скажу лишь, что смена вывесок привела в основном к расходам на смену вывесок и никаким мировым традициям не соответствовала. Один пример: Массачусетский технологический институт является одним из ведущих университетов мира, но вывеску менять не собирается. А уникальный эксперимент с высшими колледжами у меня всегда вызывал содрогание при одном упоминании о них.

В последующем в РИВШ был разработан целый пакет нормативных документов, концепций и программ реформирования, которые были приняты на правительственном уровне. Среди них Концепция реформирования высшей школы, ставшая основой для всех дальнейших действий, Положение о высшей школе, Концепция централизованного тестирования, позволившая уже после частичного внедрения при личном пристальном внимании к ней министра образования Александра Радькова практически уничтожить коррупцию на вступительных экзаменах.

Каков срок?

Интересна судьба Программы перехода на дифференцированные сроки обучения, принятой более 10 лет назад и не выполненной до сих пор, но получившей в этом году "новую жизнь" с несколько иными, правда, акцентами благодаря приказу министерства №389. "Старая" программа была направлена на реальный постепенный переход к двухступенчатой системе в виде, полностью соответствующем рекомендациям Болонского процесса. Следующим этапом после ее выполнения предполагалось осмысление действительной сложности и насыщенности каждого учебного плана, выделение профессионального компонента и формирование основной части высшего образования первой ступени. Выпускать недоучек при этом никто не намеревался. После этого планировалось сформировать содержание образования второй ступени, в большей мере ориентированное на будущую научную и педагогическую (в вузах и средних специальных заведениях) деятельность. Концепция перехода на такую систему тоже была разработана, но не пошла, поскольку интерес к Болонскому процессу, ради которого все и затевалось, как-то угас. Новая жизнь концепции по приказу № 389 такой направленности не имеет, о чем можно судить по странному среднему 4,5-летнему сроку обучения для большинства специальностей, который к тому же создает серьезные проблемы для магистратуры, ведь потенциальные магистры должны будут где-то работать полгода до поступления. Интересно, кому они в этот период на производстве нужны? Такое сокращение сроков оставляет наши программы обучения тяжеловесными, что не отвечает болонским принципам, с одной стороны, и никак не способствует повышению качества образования - с другой. Правда, деньги на образование при этом экономятся, ведь магистров, которых Минтруда в течение почти 20 лет их существования так и не вспомнило, будет совсем мало, да и для тех нет специальной ниши на рынке выпускников.

Не менее интересна судьба и Закона о высшем образовании, который ходил по инстанциям около 10 лет, а когда был принят, то уже заметно устарел, а "редакторские правки" уничтожили его современную основу – уже упоминавшиеся выше вузовскую автономию и академические свободы. Кому эти термины, принятые во всем мире, так стоят поперек горла? Тем более что они на законодательном уровне только декларировались, а реализоваться должны были на университетском уровне. Единственное объяснение состоит в том, что у нас сейчас главным оказалось удовлетворение нужд государства. Но ведь это было в советский период, когда все работали "за того парня", а люди были для государства и во имя государства, которым по конституции руководила КПСС. Как же сегодня можно забыть, что любая структура национального уровня работает на удовлетворение потребностей населения? А иначе на кого?

Из многих других существенных, но не очень заметных для широкой публики мероприятий упомяну упорядочение структуры специальностей и создание Классификатора специальностей и квалификаций, введение стандартов высшего образования, введение 10-балльной шкалы оценок. Результаты этих акций, даже по прошествии времени, оценить все еще сложно. Критики здесь много и не всегда обоснованной. Заключительным аккордом стало принятие Кодекса об образовании, который, при всех его недостатках, стал основой для дальнейшего движения вперед.

Стабильность содержания

В этот период делалось немало и для интеграции белорусской высшей школы в мировое образовательное пространство, в частности, в Болонский процесс, к вступлению в который мы были весьма близки лет 10 назад. Наиболее важными достижениями в этом направлении было наше присоединение к Лиссабонской конвенции (полное название – Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшей школе в Европейском регионе), создание в РИВШ национальной структуры по признанию документов об образовании и ее включение в европейскую сеть аналогичных национальных центров ENIC/NARIC, заключение десятков договоров о сотрудничестве в области высшего образования со странами всех регионов мира, в первую очередь, в рамках СНГ и ЕврАзЭС. Но в "Болонский клуб" нас не приняли. Вероятно, здесь проявилась европейская политика покусывания нынешнего руководства страны, но аргументы мы дали сами, слишком часто игнорируя то, что иногда называют европейскими ценностями, вокруг которых формируется некий консенсус, которого мы почему-то избегаем.

Казалось бы, реформами было затронуто практически все в высшей школе. Однако кое-что мы совсем не делали, хотя говорили об этом постоянно. Я имею в виду содержание образования. Хотя, может быть его и менять не надо? Ну, введем курсы по нанотехнологиям, ну, скорректируем в очередной раз гуманитарный блок. Ну, еще чего-нибудь по мелочам. Но ведь ситуация в экономике кардинально изменилась и изменила требования рынка труда, который стал за последние пару десятилетий вдесятеро более динамичным. Да, можно вводить все новые специальности и специализации, разницу между некоторыми только под микроскопом заметить можно, но как долго это будет продолжаться? Может быть, пора уже подумать, что нужно иметь в перспективе? А заодно посмотреть повнимательнее, что сделали те, кто, в некотором смысле, впереди нас?

Этот далеко не полный анализ наших реформ показывает, что система все это время действительно развивалась, причем во многом инновационно. Однако сделано было далеко не все необходимое, в том числе реалии нынешнего супермассового белорусского высшего образования и тенденции в образовании за рубежом практически не учтены. Что ж, будем считать это болезнью роста молодого государства, в котором пока довлеет весьма консервативная парадигма развития.

Сергей ВЕТОХИН, Агентство политической экспертизы BISS

суббота, 22 сентября 2012 г.

Профилактика ВИЧ-инфекции как составляющая охраны репродуктивного здоровья населения


Репродуктивное здоровье как категория здоровья общественно­го является одним из основных критериев эффективности социальной и эко­номической политики государства, фактором национальной безопасности. Обращение к теме репродуктивного здоровья вызвано тревожностью ситуа­ции, связанной с ростом заболеваемости болезнями репродуктивной сферы, болезнями, передающимися половым путем, бесплодием, с высоким уровнем абортов, со сложностью становления полового воспитания в нашей стране. Неотъемлемой частью охраны репродуктивного здоровья населения стано­вится профилактика ВИЧ-инфекции.

ВИЧ-инфекция остается беспрецедентной по своим размерам глобаль­ной проблемой. ВИЧ поражает преимущественно лиц молодого репродук­тивного возраста от 15 до 30 лет – это 80процентов всех инфицированных ВИЧ. В Республике Беларусь ежегодно увеличивается количество ВИЧ-инфицированных, показатель заболеваемости СПИДом среди населения воз­рос с 3,1 на 100 тысяч человек в 2006 году до 6,5 на 100 тысяч жителей в 2010 году. Отмечается тенденция к увеличению удельного веса полового пути передачи ВИЧ (с 63,4 процента в 2006 году до 75,1 процента в 2010 году). Увеличивается доля ВИЧ-положительных женщин (с 46,6 процента до 47,3 процента соответственно). Как результат, растет число детей, рожденных ВИЧ-позитивными матерями.

Неуклонный рост числа ВИЧ-серопозитивных беременных, при отсут­ствии перспективы на излечение и детей с вертикальным путем заражения, ставит вопросы снижения частоты вертикальной трансмиссии ВИЧ-инфекции, от матери плоду и изучения факторов, оказывающих на него зна­чимое влияние, в ряд важных государственных задач.

Наибольшую информационную и прогностическую значимость на уро­вень вертикальной трансмиссии ВИЧ-инфекции имеют факторы, характери­зующие процесс антенатального наблюдения, зависящий от эффективной ор­ганизации системы здравоохранения и определяющий поведение и отноше­ние женщины к процессам профилактики, лечения и ответственности за свое здоровье и здоровье будущего ребенка.

Важнейшими мерами противодействия распространения ВИЧ-инфекции являются образование и информирование. Государственная про­грамма профилактики ВИЧ-инфекции регламентирует обязательное консуль­тирование лиц, обращающихся в организации здравоохранения по поводу обследования на ВИЧ, а также внедрение инновационных методик при пре­доставлении консультационных услуг по проблеме ВИЧ/СПИД.

Однако исследования результативности программ по профилактике рас­пространения ВИЧ-инфекции свидетельствуют о недостаточной эффектив­ности проводимых мероприятий по сдерживанию заболеваемости, в том числе среди новорожденных. В частности имеет место недостаток информа­ции по вопросам ЗОЖ, планирования семьи, формирования семейных цен­ностей и навыков безопасного и ответственного поведения, методической литературы, низкое качество подготовки и недостаточная мотивация меди­цинского персонала при предоставлении информационно-образовательных услуг по вопросам ВИЧ, отсутствие единого положения и стандарта оказания услуг по консультированию.

пятница, 21 сентября 2012 г.

Управление высшим образованием


Управление представляет собой целенаправленное, планомерное и систематическое информационное воздействие субъекта управления на его объект с корректирующим учётом изменений, происходящих в состоянии объекта. Управление есть процесс, а система управления — меха­низм, который обеспечивает этот процесс. Система управления должна быть динамичной и детерминированной, т. е. обеспечи­вать реакцию на изменения окружающей среды и взаимосвязи эле­ментов, подразделений органов управления. Если в организацион­ной структуре есть элемент, действия которого не влияют на пове­дение системы и не реализуют ни одну из целей её функционирова­ния, то это является верным признаком ненужности этого элемента.
Принципиально процесс управления характеризуется двумя ос­новными составляющими: управляющей системой и объектом управления. Основная особен­ность процесса управления - единство и взаимосвязанность его со­ставных частей, что обеспечивается обратной связью. В этом случае управление осуществляется по замкнутому циклу.
Информация о состоянии управляемого объекта по каналу обратной связи поступает в орган сравнения (ОС) системы, который может внести необходимые коррективы в процесс управления, т.е. в случае необходимости на управляемый объект посылаются сигналы регулирования.
Управление любой системой часто бывает весьма трудным, требующим большого опыта, знаний и искусства, так как её реакция на команды управления зачастую неадекватны, иногда даже непредсказуемы и парадоксальны.
Для правильной научной разработки управления высшим образованием как специфической социальной системой необходимо последовательно ставить и решать следующие исследовательские задачи. Во-первых, следует выявить объективные тенденции и противоречия в развитии управления данной системой. Во-вторых, необходимо определить структуру субъекта управления, с точки зрения её уровневой организации и внутреннего содержания. В данном случае имеется в виду не только система управления высшим образованием в целом, но и организация национального, регионального, и конкретно вузовского уровня. В-третьих, актуальной проблемой управления является адекватное определение направлений управленческого воздействия, набор которых в полной мере «покрывал» бы объект управления. Например, общеизвестно, что эффективным может быть только то управление, которое учитывает хотя бы ведущие тенденции данного процесса, то есть «управляющая система не может быть менее сложной, чем управляемая» [1, С. 143].

Необходимо подчеркнуть, что значительную роль в научной организации управления образованием играют особенности управления отдельными его сферами и направлениями, такими как, например, качество образования, кадровое обеспечение, эффективная организационная структура, маркетинг образовательных услуг и т.д. Естественно, что в каждом отдельном случае необходимо учитывать и процесс совершенствования самой системы управления, так как меняются не только ведущие тенденции развития объекта управления, но и радикально преобразуется сам субъект управления. Как правильно отмечает А.Н.Чмыхов, для достижения своих целей система управления использует имеющиеся у неё ресурсы. В условиях недостатка ресурсов система либо не достигает своих целей, либо изыскивает возможности для устранения имеющегося дефицита. Атрибутом эффективного управления является его гибкость, т. е. способность оперативно реагировать на изменение ситуаций [2, С. 70]. Следовательно, эффективным является лишь то управление, которое учитывает непрерывное развитие управляющей подсистемы.
Важнейшей проблемой социологии управления является также необходимость разработки оптимальной модели управления непосредственно самого вуза. В данном случае имеются в виду внутренние его управленческие аспекты.
В процессе функционирования любых социально-экономических объектов важнейшей особенностью управленческой деятельности является обоснование, принятие и организация выполнения решений. Именно процесс разработки и принятия управленческих решений, являясь одним из связующих процессов, пронизывает всю управленческую деятельность.
Принятие управленческих решений в высшем учебном заведении – это сложный процесс. Любое управленческое решение должно быть основано на анализе фактически сложившейся ситуации и представлять собой выбор альтернатив её развития. В практике реального управления руководитель должен отрабатывать все классические действия, предшествующие решению и следующие за ним, автоматически. Безусловно, некоторые проблемы видны невооруженным глазом, и их решение лежит на поверхности. Но есть такие, которые можно понять только после их глубокого исследования и анализа. Для решения этих проблем руководитель должен располагать качественной информацией, уметь адаптировать её к ситуации и выделять наиболее значимые вопросы в качестве приоритетов.

Каждое управленческое решение в своём роде уникально. Однако несмотря на данное положение, существует ряд факторов, обуславливающих качество данных решений. Среди них выделяют следующие:
1) ненадежность информации, плохая организация коммуникаций, помехи, возникающие в ходе передачи информации;
2) низкая исполнительская дисциплина. Причинами низкой дисциплины могут быть такие организационные моменты, как отсутствие процедуры согласования решений, установление нереальных сроков, недостаточная конкретизация решений, т. е. отсутствие понимания того, кто и что должен выполнять, с помощью каких средств, в какие сроки и т. д.;
3) нереальное количество принимаемых решений;
4) низкая «стандартизация» процессов подготовки и принятия решений. Несмотря на то, что, как правило, более половины решений в деятельности руководителей — это типовые (повторяющиеся) и часто программируемые решения, технологии, регламенты их подготовки и принятия часто не разработаны;
5) недостаточная степень согласованности интересов различных иерархических уровней, по которым проходит управленческое решение;
6) несовершенная система оформления, передачи и контроля за выполнением решений;
7) недостаточная компетентность исполнителей.
Отсутствие согласованности, чрезмерная усложнённость и, в то же время, непроработанность процедур принятия решений может привести как к неоправданному дублированию работ, выполняемых разными подразделениями, так и к их невыполнению или срыву сроков, к потере или искажению информации, проходящей между подразделениями, к размыванию ответственности и пр.

Как правило, в реальной ситуации в процессе управления вузом присутствует большая часть указанных факторов. Поэтому любое решение должно приниматься с определённым допуском, который оценивается экспертно. В связи с этим к любому решению должны предъявляться следующие требования:
1) поставленная цель должна быть реально достижимой;
2) принимаемое решение должно обеспечить достижение поставленной цели с наименьшими затратами;
3) принятие решений должно быть обеспечено всеми необходимыми ресурсами для его реализации;
4) управляющее воздействие должно быть своевременным;
5) воздействие необходимо оказывать до того, пока существуют объектные причины, породившие проблему и вызвавшие необходимость принятия решения.
Весь процесс принятия решений при управлении работой вуза можно представить в виде шести взаимосвязанных этапов, образующих полный цикл принятия решений.
1. Возникновение проблемы и осознание самого факта её по­явления. На данном этапе необходимо создать список всех проблем и выбрать одну, наиболее значимую. Только после того, когда проблема определена, можно приступать к её анализу и рассмотрению.
2. Осмысление проблемы, т. е. сравнение её с накопленным опытом и определение степени новизны, которая характеризуется фактором неопределённости. Для начала необходимо выяснить причины, порождающие эту проблему. В данном случае это будет работа по её осознанию, осмыслению, разделению на части и анализу этих частей.
Характерными способами поведения в такой ситуации могут быть:
- рассматривание проблемы как серии связанных событий;
- выявление событий, связанных с проблемой;
- поиск подтверждения связи между событиями;
- возможность рассмотреть проблему с различных позиций;
- оценка серьёзности проблемы;
- выявление групп, оказывающихся под влиянием проблемы и серьезности этого эффекта.
После того, как вы выбрали причину, с которой вам предстоит работать в первую очередь, необходимо провести её глобальный анализ, а точнее, поиск и анализ относящейся к делу информации. Информация может собираться из письменных материалов, записанных наблюдений, отчётов, спорных фактов, мнений, значимых заявлений и т. д.
Характерные способы поведения в этой ситуации включают:
- категоризацию информации в соответствии с фактами, письменными материалами, мнениями, записанными наблюдениями, показаниями очевидцев и ценными заявлениями;
- делание заметок по проблеме и выявление позиций, нуждающихся в прояснении;
- задавание вопросов о совпадении между существующей ситуацией и желаемым положением дел;
- использование различных методов сбора данных;
- определение способов проверки источников информации, её действительности и реальности;
- выявление информационных пробелов, замечая, какая информация неизвестна или непригодна;
- аккуратное формулирование проблемы и документирование всей существующей информации;
- поиск только относящихся к делу данных.

3. Выбор путей и методов решения проблемы. После того, как проблема получила достаточно полное описание, необходимо разработать варианты её решения. Все полученные решения должны быть обобщены и проанализированы. Необходимо взвесить все «за» и «против» и попытаться оценить последствия различных выборов.
Учёными предложена весьма хорошая классификация всего спектра проблем и соот­ветствующих подходов к их решению, которая может выглядеть следующим образом:
- стандартные проблемы, отличающиеся простотой, полной ясностью, решаемые на основе типовых и заранее выработанных правил;
- хорошо структуризованные проблемы, все компоненты ко­торых и связи между ними достаточно выяснены и изучены и могут быть выражены количественно в цифрах или символах, поддающих­ся в конечном итоге численным оценкам. В этом случае проблемы легко формализуются, алгоритмизируются и программируется и их решения могут быть найдены с помощью математических моделей в рамках метода исследования операций, включающего различные способы теорий программирования, массового обслуживания, мате­матической статистики, вероятностей и т. п.
Их применение наиболее эффективно при решении органи­зационно-экономических задач в условиях заранее и четко постав­ленной цели и критерия оптимизации, когда известны ограничения её достижения и происходит выбор путей решения возникающих задач управления. В зависимости от характера анализируемых процессов и сложившихся форм связи между ними выбирается один из методов оптимизации. Удельный вес решения оптимизационных задач позво­ляет судить, в какой мере управление вузом ориентировано на дос­тижение оптимальности его функционирования;
- плохо структуризованные проблемы, содержащие как хорошо из­вестные количественные определённые компоненты, так и качест­венные или малоизвестные и неизмеряемые компоненты, характери­зующиеся неопределенностью и имеющие тенденцию к доминирова­нию. В этом случае возможны два подхода к принятию решений: мак­симально полное устранение информационной неопределённости в процессе решения задачи; частичное устранение неопределённости, фиксирование и учет неустранённой неопределённости в процессе формирования решения.
Эти проблемы решаются с помощью методов системного анализа, предполагающих тщательную детальную проработку цели, доминирующую роль поиска путей и средств её достижения. Плохо структуризованные проблемы чаще всего возникают при обоснова­нии стратегических и таких тактических решений, которые связаны с внесением существенных качественных изменений в работу вуза при решении новых задач управления;
- неструктуризованные проблемы, для которых характерна макси­мальная степень неопределённости информационной ситуации и со­держащие лишь качественное описание важнейших признаков, харак­теристик и ресурсов, а количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны. Они решаются эвристическими методами, в которых отсутствует какая-либо упорядоченная логическая процедура отыскания решения, а сами методы полностью зависят от личности эксперта. К эвристическим методам относятся и чисто волевые реше­ния, а также решения, принимаемые на основе различного рода про­цедур обработки экспертных оценок и прогнозных расчетов дальней­ших тенденций развития высшей школы. Эвристические методы широ­ко используются для обоснования перспективных решений, которые связаны с прогнозированием развития организационно-экономических процессов, не поддающихся точному расчёту и количественной оценке [3,С. 98-99].
4. Принятие управленческого решения.
5. Выполнение принятого решения.
6. Оценка полученного результата и, в случае его неудовле­творительности, возврат ко второму этапу.
Таким образом, замкнутый контур «понимание проблемы управления - формирование стратегии выработки решения - приня­тие и исполнение решения - понимание проблемы» лежит в основе управления вузом и служит базой для проверки эффективности принимаемых решений на практике.
Наконец, одной из важнейших проблем управления современным высшим образованием выступает научная разработка наиболее эффективных управленческих технологий. В данном случае имеются в виду два уровня: первый – это применение и адаптация к системе высшего образования общеизвестных управленческих методов (функциональная концепция, программно-целевой метод т.д.); второй – это методы управленческого воздействия, связанные с различными образовательными инновационными технологиями. Это особенно важно, так как применение подобных форм обучения (например, дистанционного), полностью меняет и систему организации самого учебного процесса, следовательно, формы и методы управленческого воздействия.

Литература:
1. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. – М., 1981.
2. Чмыхов А.Н. Пути решения проблем управления вузами // Инновации в образовании. – 2002. - № 3. – С. 69-80.
3. Суша Н.В. Управление высшим учебным заведением на примере частных вузов Республики Беларусь. – Минск: изд-во «Право и экономика»; изд-во МИУ, 2000. – 164 с.


Социальное партнерство в системе образования

Социальное партнерство в системе образования следует понимать как партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

Новый экономический уклад, появление рынков труда, капитала, интеллектуальных и образовательных ресурсов в корне меняют всю систему подготовки кадров. В этих условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между образовательными учреждениями и предприятиями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости, управлением образованием, студентами и их родителями, т. е. с теми, кто становится не просто потребителем «продукции» образовательного учреждения, но и должен быть источником его финансового благополучия. Социальное партнерство предполагает разработку пакета нормативно-правовых документов, отвечающих потребностям заказчика и современным технологиям обучения, которые направлены на стимулирование этого партнерства.

Успех в деле формирования социального партнерства сегодня во многом зависит от инициативы действий регионального руководства, отвечающего за эту область. Но в большей степени это зависит от самих образовательных учреждений, от инициативы и энергии их руководителей, от понимания ими всей важности этого вопроса и способности вовлечь в него всех своих потенциальных партнеров как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг.

четверг, 20 сентября 2012 г.

Слухи как социальное явление


 



Изречения. Афоризмы. Пословицы              


***
«Слухи» придают значение ситуации, которую люди не понимают, и помогают им подготовиться к действиям.
Н. Смелзер

***
— Простите меня, но это совершенно невероятно!
— Ах, в этом городе все вероятно! Я готов спорить, что через самое короткое время слухи об этом поползут по всему городу.
М. Булгаков

***
Слухи о моей смерти сильно преувеличены.
Марк Твен

***
В основе каждой сплетни лежит хорошо проверенная безнравственность.
Оскар Уайльд

***

Глаза - более точные свидетели, чем уши.

Гераклит Эфесский

***
Длинные языки сеют вражду между соседями и между народами.
Вальтер Скотт

***
Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом.
Бернард Шоу

***
Публика предпочитает верить скорее дурным слухам, чем хорошим.
Сара Бернар

***
Слух - черный ход для правды и парадный для лжи.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес

***
Беседа - это когда три женщины останавливаются на углу, чтобы поговорить. Сплетня - когда одна из них уходит.
Херб Шрайнер

***
Никто не станет рассказывать сплетни, если некому слушать.
Марлен Дитрих

***
Сплетня - это девятиглавая лернейская гидра, у которой взамен отрубленной вырастает две головы.
Агата Кристи

***
Кто распространяет слухи, тот отбросил добродетель.
Конфуций

***
На свете нет лекарств против клеветы.
Нам надо честно жить и презирать злословье,
А сплетники пускай болтают на здоровье.
Мольер (Жан Батист Поклен)

***
Сплетни — опиум угнетенных.
Эрика Джонг

***
Сплетни — как фальшивые деньги: порядочные люди их сами не изготовляют, а только передают другим.
Клэр Люс

***
Покажите мне человека, который ни разу не сплетничал, и я покажу вам человека, которого люди совершенно не интересуют.
Барбара Уолтере

***
Бессовестные женщины сплетничают беззастенчиво, совестливые — застенчиво.
Лешек Кумор

***
Интеллигентная женщина не повторяет сплетен. Она сочиняет их.
Янина Ипохорская

***

Что до тех пустых слов, которые говорят о нас люди, то мы должны обращать на них внимание не больше, чем купол старой церкви обращает внимание на кружащееся вокруг него воронье.
Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс)

***
Я ничего не имею против сплетен, хотя бы и злостных. Сплетня делает людей гораздо интереснее, чем они есть.
Оливер Хассенкамп

***
Молва - это бедствие, быстрее которого нет ничего на свете.
Вергилий (Публий Вергилий Марон)

***
Если земля полнится слухами, то слухи о любовных связях проникают до ее недр.
К. А. Федин

***

Нет слухов, которые возникали бы так легко и распространялись бы так быстро, как слухи относительно свадеб.
Дэвид Юм

***
Репутация – устоявшаяся сплетня.
Леонард Луис Левинсон

***
Опровержение - это попытка заменить сплетню ложью.
Роже Пейрефит

***
Хорошая сплетня сама себя пиарит.
Игорь Карпов

***
Слухи распространяются со скоростью лесного пожара, а стволами деревьев служат людские головы.
Юрий Татаркин

***
Не верьте слухам, пока их официально не опровергнут.
Никита Богословский

***
Слухи – это внебрачные дети информации.
Валентин Домиль

***
Сплетник - тот, кто говорит с вами о других; зануда - тот, кто говорит с вами о себе; а блестящий собеседник - тот, кто говорит с вами о вас.
Лайза Керк

***
Мемуары – это кладезь слухов.
Фаина Раневская

***
Общество критикует сплетни, но старается внимательно прислушиваться к ним.
Ержан Орымбетов

***
У моря слухов бывают только приливы.
Александр Циткин

***
— Говорят, ты собираешь команду?
— Ну, раз говорят, наверное, собираю.
К-ф «Пираты Карибского моря: На странных берегах»

***
Критика на кухне, в подъезде – не глас народный, а сплетни.
Нейах

***
— Я соображаю, о ком вы говорите.
— А кроме вас ещё кто-нибудь соображает?
— Весь коллектив.
— Информация поставлена у нас хорошо!
К-ф «Служебный роман»

***
В Москве к заутрене звонили, а на Вологде звон слышали.
В.И. Даль

***
Приехала баба из города, привезла вестей три короба.
В.И. Даль

***
Чужих слухов не оберешься. Под вести подводы не надо.
В.И. Даль

***
Не всякому олуху верь, не всякую правду сказывай.
Русская народная пословица

***
Слухом земля полнится.
Русская народная пословица

***
Чужих слухов не оберешься.
Русская народная пословица

***
Слухам не верь, а сначала проверь.
Русская народная пословица

***
Чужих слухов не оберешься.
Русская народная пословица

***
Свинья борову, а боров всему городу.
Русская народная пословица

***
К неугодному слуху ухо глухо.
Узбекская пословица

***
Лучше один свидетель, чем тысяча слухов.
Китайская пословица

***
Слух обманчив, глаз правдив.
Монгольская пословица